Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 2024-05-07, 8:23 AM |
МК ДОУ Р-Буйловский детский сад "Родничок" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Материалы работы проблемной группы
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ» Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно впервые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенные в раннем возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочную основу будущего развития ребенка. В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимание сущности профессионализма применительно к профессионально-педагогической деятельности, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, О. М. Краснорядцева и др. определяют профессионала-педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Контингент педагогов нашего Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад № 10 «Земский» представляет собой «яркое разноцветье» уровней образования, стажа, категорий. Так, с высшим образованием работают 16 педагогов, со среднем педагогическим образованием – 5. Высшая категория у 7 педагогов, первая категория – у 9, 5 педагога не имеют пока категории. Половина педагогов работает более 20 лет, четвёртая часть менее 3 лет, только начинают свой путь в педагогике, не имея опыта. Для нас важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными нормами поведения, искоренить в себе консерватизм. Отсюда необходимо повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, их профессиональной компетентности. Существует много подходов к толкованию понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Все авторы сходятся в том, что психолого-педагогическое сопровождение – это определенная система деятельности педагогов и психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в образовательной ситуации Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка(одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала. Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей. Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации. На уровне дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: • во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; • во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) (по сути, быть управленцем). Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам. Таким образом, следует сделать вывод о том, что интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения. Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада. Вырабатывая единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Выбираются наиболее важные и приоритетные направления в психолого-педагогической работе: • Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка; • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка; • Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства; • Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний; • Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми; • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития; • Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления; • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности; • Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей; • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. Практика показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психологас педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |